Динамика курса евро к гривне за 3 месяца

Динамика курса евро к гривне (1 EUR / 10 UAH) за 3 месяца

Рекламный блок

Популярные сообщения

понедельник, 13 февраля 2012 г.

3. Виктор Илюхин. Путин. Правда, которую лучше не знать.

К особым заслугам Путина нередко относят его ре­формы в сфере государственной власти, муниципально­го управления. Но констатация самого факта реформ не отвечает на главный вопрос о их полезности для обще­ства и государства, о их прогрессивности и своевремен­ности. Реформы во многом оказались ради реформ и не дали серьезного положительного результата.

Их провальный исход явился следствием слепого копирования западных моделей, слепого перенесения их сути на тело российского общества, что, если образ­но говорить, кроме злокачественной опухоли, ничего иного вызвать не могло. В. Путин и его окружение, ско­рее всего, не учли российских традиций, отечественно­го уклада жизни, того, что сама Россия представляет со­бой особую цивилизацию и перелицевать ее на фран­цузский, бельгийский, немецкий манер невозможно. Однако и западный опыт, как представляется, был изу­чен поверхностно, что в совокупности с плохой реали­зацией и дало отвратительный результат.

Несомненно и то, что самое благое устремление в реформах, в чем есть сомнение, неизбежно бы разбива­лось о Конституцию страны, написанную в спешном по­рядке под первого президента Б. Ельцина. Она, Консти­туция, дала огромные возможности по демонтажу преж­ней советской системы, заодно лишив народ активного участия в управлении государством и обществом. В. Пу­тин своими последующими законодательными предло­жениями усугубил ситуацию и еще дальше удалил народ от власти. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на его законодательную инициативу, под аплодисменты под­держанную в Федеральном Собрании представителями «Единой России», о фактическом назначении им самим, а не через прямые выборы народом глав исполнитель­ной власти субъектов России. Выдвигая такую законода­тельную инициативу сразу после трагических событий в Беслане, Путин преподнес это как ответ террористам. Конечно же, ни о какой адекватности здесь говорить не приходится.

Уместно отметить и то, что после нового порядка формирования губернаторской власти Совет Федерации фактически утратил свою легитимность, связь с народом. Половина его членов — это представители, направлен­ные региональными руководителями, которые, заметьте, сами уже не избираются народом. Тогда кого представ­ляют члены Совета Федерации, из чьих рук они получи­ли полномочия? От кого угодно, но только не от граждан страны, единственного источника власти. Считаю поэто­му, что Совет Федерации должен формироваться путем выборов, а нынешний состав до их проведения обязан прекратить работу. Это позволит в значительной мере ослабить коррупцию в российском парламенте.

* * *

В правлении Путина отчетливо прослеживается стремление прослыть великим реформатором. Поэтому, видимо, одно «судьбоносное» предложение следовало за другим, и общество уже не в состоянии было осоз­нать происходящих процессов и двигалось по инерции, но не по восходящей, а по кругу, с большими провалами вниз. Может, в этом тоже был смысл путинского правле­ния? Запутать, ошарашить, измотать и подавить тем са­мым всякую сопротивляемость режиму. Народ уже «за-реформировали». Он стал бояться всяких перемен, в том числе и разумных. Поэтому главной целью В. Путина, как и его предшественника, были не созидательные измене­ния, не реформа в истинном ее понимании, а власть, ее удержание в своих руках, чтобы не дать ни малейшего шанса кому-нибудь ее перехватить.

Сторонники Путина, не уставая, твердят о его стрем­лении побыстрее уйти от советских, социалистических традиций. Но в советской системе было больше положи­тельного. И от того опыта нельзя отказываться. Однако постоянному перекраиванию подвергалось уже ельцин­ское, а теперь и путинское творение. Идет третья волна муниципальной ломки, которая также обречена на про­вал, но посадит на шею народа многотысячную армию новых чиновников. И не только из-за нереалистично­сти поставленных целей, а в первую очередь из-за того, что ельцинская Конституция «оборвала» государствен­ную власть на уровне республики, края, области. А ни­же, в городе, районе, где живут, работают люди, где ре­альная экономика, социальная сфера, там разумного и оптимального государственного воздействия нет. А без этого Россия не сможет развиваться.

Свои изменения госаппарата В. Путин начал с ликви­дации уже в первые дни своего правления таких важных, жизненно необходимых федеральных структур, как Ми­нистерство по национальным вопросам, двух федераль­ных Комитетов по делам молодежи и Севера. Однако по­следующие события в стране, и особенно на Северном Кавказе, массовые безработица и наркомания среди мо­лодежи, распространенность правонарушений в ее сре­де заставили В. Путина признать ошибочность своего решения. Появилось Министерство по национальному и региональному развитию, было создано Федеральное агентство по делам молодежи и спорту. Но общество уже понесло огромные людские, материальные и моральные потери. Только за последние пять лет из Мурманской об­ласти выехало более 106 тысяч жителей. Оголяются се­верные и восточные территории, богатые природными ресурсами, благодаря которым и живет страна.

* * *

Уместно отметить еще одну важную особенность: у В. Путина в силу его неподготовленности и отсутст­вия стратегического мышления не было и нет глубоко продуманной, взаимоувязанной в основных положени­ях программы радикального реформирования власти и общества. Даже и после всех лет правления он так и не понял, что вывести экономику из тяжелейшего со­стояния невозможно без государственного регулирова­ния. Как это делали в США в годы Великой депрессии, чуть раньше в СССР, а затем в Германии, Китае, Японии и других странах. Путин и его команда, опасаясь возро­ждения советской системы, предпочли ей дикий рынок, криминальную экономику.

Конечно, можно и так, авось через несколько де­сятков лет общество само выйдет на какой-то разум­ный вариант. Но не слишком ли большую цену мы уже заплатили и еще заплатим за некомпетентность и без­ответственность путинского правления, ведь балан­сировать приходится на грани самосохранения... Без мощного государственного сектора в экономике нель­зя стабилизировать всю ситуацию на Северном Кавка­зе и сохранить его в составе России. События последних лет — наглядное тому подтверждение. А как бороться с многомиллионной безработицей, с наркоманией, при­нявшей чудовищные масштабы, пьянством, детской без­надзорностью? Без создания хорошо отлаженной госу­дарственной производственной, лечебной базы, сети учебных и воспитательных учреждений искоренить эти опасные явления не удастся.

Путин и его команда до сих пор находятся в плену ложной догмы, что частная собственность является па­нацеей от всех бед, что без нее нельзя выстроить нор­мальные рыночные отношения. В этом они непоколеби­мы, хотя страну захлестнули массовые злоупотребления и социальные конфликты. Они и дальше продолжа­ют транжирить оставшуюся государственную собствен­ность, вместо того чтобы эффективно ею управлять, ор­ганизовывать на ее основе надежное производство по решению общенациональных вопросов. Приватиза­ция — удобный момент нахождения во власти: ни за что не надо отвечать, достаточно лишь, уподобившись бух­галтерам, считать деньги.

Что касается частной собственности. Она, конечно же, имеет право на свое существование. Но и государ­ство не должно стоять на коленях с протянутой рукой и зависеть от нее. А пока приходится констатировать, что государство убежало не только из экономики, но ухо­дит из других традиционных сфер, уступая свое закон­ное место многим отраслевым, финансовым структурам и даже криминальным группировкам.

* * *

Не хочу быть предвзятым, но В. Путину не удалось решить ни одной сложной задачи, стоящей перед Росси­ей. Заявок на реформы много, но суть одна. Они в силу своей несостоятельности, а в чем-то и незавершенности так и не позволили России вырваться из жестких тисков, выйти на широкую столбовую дорогу в своем развитии. Хотя его сторонники и он сам считают, что страна избави­лась от сепаратизма, от задержек по выплатам заработ­ной платы, стабилизировалась политическая ситуация.

Трудно с этим согласиться, а тем более брать в за­слугу ликвидацию задолженностей по заработной плате. Все-таки не при крепостном праве живем, хотя и задол­женности пока явление не редкое. Болезни общества не лечатся, они загоняются вглубь, смертельно поражая еще живой организм. Вот уже весь Северный Кавказ по­лыхает огнем. Война из Чеченской Республики переки­нулась на соседние регионы. С Кавказа усилился отток русского населения, а Приморье настойчиво осваивают китайцы. Их экспансия грозит отторжением от России всего края. Такая же неблагополучная ситуация склады­вается в Астраханской области. Очередные столкнове­ния на национальной почве между коренным населе­нием и выходцами с Кавказа, произошедшие в городах Кондопоге, Москве, Самаре, Омске, ряде других мест, со всей очевидностью высветили серьезные провалы в на­циональной политике, проводимой Путиным.

Общество захлестнула наркомания. По данным МВД РФ и Комитета по наркоконтролю, количество лиц, упот­ребляющих наркотики не в медицинских целях, за по­следние пять лет увеличилось почти в два раза и достиг­ло шести миллионов человек. Губительной явью стали многие болезни, от которых мы в СССР избавились в на­чале 70-х годов прошлого века. В стране — семьсот ты­сяч бездомных сирот. Это в разы больше, чем их было в послевоенные годы.

Невиданных размеров достигло нравственное раз­ложение общества. Оно все больше обнажает свои низ­менные чувства и инстинкты. И это явление тоже зако­номерно, коли мерилом человеческих ценностей власть навязала денежный мешок, а главным принципом жиз­ни — обогащение любыми средствами. Героями наше­го времени перестали быть учитель и врач, ученый и строитель, те, кто кормит и обогревает страну. Им на смену пришли откровенные бандиты, новые «паханы», политические и обыкновенные проститутки, во многом развращенный «творческий бомонд». Проще восста­новить экономику страны, построить заводы и дороги, чем вернуть в общество духовность, нравственные ус­тои, такие незаменимые ценности, как совесть, чистота поступков и поведения, сочувствие и соучастие в беде, справедливость. Без них общество, расколотое на эко­номические группы и индивидуумы, погрязнет в проти­воречиях и межличностных конфликтах.

В. Путин не смог остановить вал преступности, ко­торая уже оборачивается национальной катастрофой. Человеческая жизнь, здоровье россиян перестали быть ценностью, государственная власть не гарантирует и не обеспечивает главное право человека— право на жизнь. Только умышленных убийств совершается в год свыше тридцати тысяч. Это в два раза больше, чем в Со­ветском Союзе в 60—80-е годы. По числу насильствен­ных смертей, включая убийства, самоубийства, гибель от несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспорт­ных происшествий, Россия стабильно занимает одно из первых мест в мире.

Преступный мир также не стоит на месте, он уже ре­шает свои возросшие интересы путем убийства губер­наторов, мэров, министров, прокуроров. Он фактически захватил власть во многих городах и селах и управля­ет ими. Граждане России, руководители хозяйствующих субъектов, потеряв доверие к судам и правоохрани­тельным органам в разрешении конфликтов и споров, обращаются за помощью к криминальным авторитетам. В стране функционирует еще одна квазисудебная ветвь, но уже не государственная, а в виде теневой юстиции.

Коррупция, как ржа, поразила всю государственную и муниципальную власть. Россия по продажности сво­их чиновников занимает 162-е место в мире, находясь в ряду самых неблагополучных государств. В этом пря­мая вина Путина, ибо он не проявил должной политиче­ской воли в очищении власти от чудовищного разложе­ния, да и сам не стал образцом чистоты и примером для подражания. Не случайно его указ о порядке подбора кандидатов на должность глав исполнительной власти в народе окрестили бизнес-проектом Кремля.

* * *

В. Путин никогда не боролся с коррупцией, в луч­шем случае он имитировал борьбу с ней. Причиной тому— его отягощенное прошлое и весьма близкая связь с крупным капиталом. В 2003 году он обнародо­вал указ о создании при себе Совета по противодейст­вию коррупции. Его руководителями были назначены председатель Госдумы Г. Селезнев и председатель пра­вительства М. Касьянов, чья репутация как управленца всегда вызывала сомнения. Совет фактически не провел ни одного заседания. Оба сопредседателя в ранее зани­мавшихся ими должностях стали бывшими, а Совет так и не приступил к работе.

Коррупция продолжала процветать, и не только по изложенным обстоятельствам. Она во многом базирует­ся на искаженном порядке формирования руководства президентских, федеральных структур власти и управ­ления по принципу личного знакомства, личной предан­ности, кумовства и угодливости. Назначение на высокие должности в основном из «питерских» стало оскорби­тельным для всей остальной России, которая распола­гает множеством талантливых и мудрых управленцев, способных привнести в федеральный центр опыт, зна­ния об особенностях регионов страны. Но они не «пи­терские», их не пускают в большую политику.

В том же 2003 году Путин внес в Госдуму законопро­ект, по которому из Уголовного кодекса исключили по­нятие «конфискация имущества», хотя ее применение всегда было самым эффективным средством борьбы с коррупцией. Депутатская фракция «Единая Россия», не задумываясь, одобрила предложение В. Путина. Взяточ­ники, конечно же, вздохнули с облегчением и произнес­ли президенту слова благодарности.

2006 год отмечен наибольшей активностью проку­ратуры в пресечении казнокрадства, должностных пре­ступлений. Последовало возбуждение серии уголовных дел, начались громкие судебные процессы. Генеральный прокурор В. Устинов публично заявил, что организован­ная преступность выстроила свою вертикаль, а органы власти погрязли в коррупции. Признание правильное. Им генеральный прокурор дал оценку не только плохой работы правоохранительных органов, но и всему путин­скому правлению. В.Устинов воспринял заявления Пути­на об усилении борьбы с коррупцией искренне, как ру­ководство к действию, и поплатился за это должностью. Кремль испугался активности прокуратуры. Испугалась и партия «Единая Россия», члены которой в основном и привлекаются к уголовной ответственности за взяточ­ничество. Новый генпрокурор Ю. Чайка уже не говорил о коррупции как о величайшем зле. В его выступлениях звучат установки на противодействие экстремизму, рус­скому фашизму и национализму.

Как было бороться с коррупцией, если руководите­ли аппарата Путина зачастую являлись одновременно и руководителями различных советов директоров и прав­лений в промышленном и банковском бизнесе, словно их туда на откорм направляли? Это опасная смычка вла­сти и капитала. Отсюда проистекают самые серьезные злоупотребления, протежирование и подкуп.

В. Путин несет прямую ответственность за то, что при его правлении так и не было создано развитых на­дежных механизмов государственного и общественного контроля за деятельностью лиц, находящихся во власти. А внесенный им законопроект о парламентском рассле­довании, одобренный послушным ему большинством в Федеральном Собрании, практически похоронил по­следние возможности депутатского контроля за чинов­никами во власти. Достаточно отметить, что саму проце­дуру возбуждения парламентского расследования все­гда можно утопить в различных согласованиях между Госдумой и Советом Федерации.

* * *

Список потерь, утрат, разрушений и нереализован­ных возможностей можно продолжать долго. Вывод один — страна при Путине не продвинулась вперед. На­оборот, по многим ключевым направлениям она скати­лась вниз. Тяжкие последствия от путинского реформи­рования уже проявляются сейчас, но в большей мере они дадут о себе знать, больно ударив по российско­му обществу, в ближайшее время. Уже не отрицая это­го, верные власти СМИ и доверчивый обыватель во всех просчетах и бедах стали обвинять всякого ранга несо­стоятельных управленцев, в том числе министров и все правительство. В этом ключе работают карауловы, Сва­нидзе, познеры, Леонтьевы, весь прокремлевский про­пагандистский аппарат.

Но кто в этом виноват? В первую очередь — Путин, ибо он назначал министров, непосредственно руково­дил всеми силовыми структурами, спецслужбами, Мин­фином, Министерством экономики, МИДом. С него и спрос, коли нет команды единомышленников-созидате­лей. Вместо них — временщики, для которых Россия — полигон приложения своих сил в первую очередь для личного обогащения...

Теперь осталось ответить на самый последний во­прос: в чем же причина высокого рейтинга Путина и вы­сок ли он на самом деле?

В. Путин без всякой застенчивости пользовался доб­ротой и терпеливостью народа, играл на самых искрен­них чувствах людей, нещадно эксплуатируя мощный


пропагандистский ресурс, особенно телевизионный. Ка­ждый день на экране можно было увидеть хорошо сре­жиссированные встречи Путина с министрами. А вот он же— в кабине истребителя, стратегического бомбар­дировщика, а чуть раньше — на подводной лодке или управляет железнодорожным локомотивом, хотя управ­лять надо государством. А дальше Путин — за рулем лег­кового автомобиля, который в качестве подарка доста­вил в село пенсионерам. Обнимает ветеранов войны и тут же вместе с «Единой Россией» пытается снять со Зна­мени Победы историческую символику — серп и молот.

Мало было самого В. Путина — на экранах появля­лась его собака, нельзя же отставать от американского президента.

В. Путин — популист, и таковым продолжает оста­ваться. Уберите Путина с телевидения, и народ быстро забудет о нем, ибо добрых больших дел от него он так и не дождался.

В. Путин во внешней и внутренней политике во мно­гом повторил своего предшественника. Уже ясно: он ос­тавит после себя тяжелое наследие, которое, несомнен­но, будет отягощено его преемником на президентском посту. Говорю об этом с тревогой и болью. В России на­зрела конституционная реформа, сутью которой долж­но стать широкое народное представительство в ор­ганах власти, возвращение страны к парламентскому управлению и упразднение поста президента.

Комментариев нет:

Отправить комментарий