Когда в начале 2000-х годов три ученика Жореса Алферова решили конвертировать свои знания в бизнес на Западе они и не подозревали как судьба, сделав зигзаг, вернет их на Родину, сделает миллионерами и соучастниками и одними из главных фигурантов масштабной аферы по прокручиванию бюджетных российских денег.
Три товарища по физтеху им.Йоффе сперва оправились из Питера в Финляндию. Как выяснилось, их мелкие патенты там никому не нужны, однако все-таки они основали финскую компанию "Оптоган" с тремя учредителями: Максимом Одноблюдовым, Владиславом Бугровым и Алексеем Ковшом. Последний самый шустрый и пронырливый из троицы, быстро переместился сперва на Тайвань, а потом и в США. Быстро освоив методологию рождения старт-аппов и главное их своевременной и выгодной продажи, Ковш занялся там венчурным бизнесом скупая за копейки патенты у таких же как он в недалеком прошлом молодых перспективных ученых. Привлекая деньги венчурных фондов, молодой предприниматель от науки выводил старт ап на предпродажу и снимал сливки. Конечно этот бизнес лучше, чем карпеть в лабораториях. Однако для честолюбивого питерского парня, внучатого племянника революционера Зиновьева этого было мало. И он, собрав достаточно денег на мелких старт апах, отправился в США покорять Силиконовую долину.
Американский период творчества Ковша обусловлен несколькими научными публикациями (как утверждают злые языки написанных не им, а молодыми учеными из России, которым тот обещал протекцию у венчурных магнатов) и довольно успешным и вовремя проданным IT-проектом.
К этому времени два других приятеля по физтеху из Финляндии перемещаются в Германский Дортмунд и получают государственный грант на доработку авторской технологии люминофорных покрытий для светодиодов, что повышало яркость последних в два раза. "Оптогану" выделена опытная лаборатория. Небольшое опытное производство с «чистыми» комнатами и небольшим реактором для выращивания гетераструктур. Опыты прошли успешно и компания "Оптоган" зарегистрировала ряд патентов в Германии по производству светодиодов особой яркости. Тут и нарисовался третий дольщик. Уже набравшийся опыта и постигший тайны венчурных схем и махинаций Алексей Ковш. Друзья снова приняли его в команду, тем более что его умение пришлось как нельзя кстати. Теперь он коммерческий директор и главный разводящий по бизнесу. Опытное производство приросло еще одним небольшим реактором и цехом по корпусированию светодиодов. Объемы бизнеса были не велики, но на БМВ и жизнь в уютной германской провинции хватало.
Однако довольно скоро в пытливой голове бывшего российского ученого Ковша родилась гениальная комбинация. Еще в его тайванский период он сошелся с производителями светодиодов на Тайване. А это один из крупнейших производителей в мире ( опережает только Китай, но в цене-качестве безусловный лидер Тайвань). Так вот цена тайваньских диодов в разы ниже, нежели чем германских. А значит рынок за Тайванем. А как же быть с «оптогановкими сверх яркими диодами»? Кроме как в узкоспециальных заказах для ЕС в небольших партиях, да и то по протекции государственной венчурной компании оптогановские диоды применения не находили.
Гениальность замысла аферы, как и все гениальное, была проста. Завозить тайваньские светодтоды в Германию, а продавать как свои. В ЕС такой фокус не прокатил бы. И мысли Ковша устремились на Родину. Тут как раз к этому времени была провозглашена тотальная модернизация страны с массовым внедрением инноваций. Тут создана госкорпорация «Роснано». Тут в России вдруг открылся практически не контролируемый и необъятный рынок.
Тайваньские и китайские светодиоды превращаются в немецкие и завозятся в Россию по немецкой цене для конечного корпусирования и монтажа в светильники. Которые в свою очередь «Роснано» в обязательном порядке по баснословной цене вставляет в госзакупки в других госкорпорациях ( РЖД, Росатом и тд) и в регионах. Именно такую схему предложил Ковш миллиардеру Михаилу Прохорову. Тот оценил изящество аферы, а Ковш понравился ему дерзостью «академичной» мысли. Короче сделка состоялась. Прохоров получил 51% "Оптогана", Роснано взяла 18%, 22% зачем-то взяла Якутская государственная инвестиционная компания. 9% осталось у тройки основателей. Бизнес пошел. Основатели "Оптогана" получили по миллиону "не рублей" от Прохорова и остались в компании на руководящих должностях.
Для реализации схемы нужно было довольно большое «декоративное» производство. Удачно подвернулся продающийся относительно за копейки совсем новый завод, построенный финской фирмой "Элкотек" под Питером. Плюс Ковш ездит по стране и открывает одно за другим СП по сборке светильников "Оптоган" в регионах ( тоже по протекции Роснано, а то и в сопровождении нано-куратора). Условия совместного предприятия таковы: "Оптоган" дает свой бренд и продает в качестве комплектующих «свои» диоды ( тайваньские или китайские ) плюс имеет долю в прибыли, если таковая есть.
В течении
Зачем же тогда миллиардеру Прохорову такой вот неприбыльный бизнес? Ответ лежит уже в другой плоскости - политической. Параллельно с оптогановским проектом Прохоров ведет переговоры о покупке партии «Правое дело».
К весне 2011 сделка по покупке партии фактически состоялась. В июне Михаил Прохоров объявлен лидером партии «Правое дело», что дает ему право идти на федеральные выборы и в составе еще шести лидеров федеральных партий посещать встречи с президентом. Буквально сразу в новом качестве Прохоров заявляет о своих амбициях занять пост председателя правительства РФ и обещает потратить на партию и предстоящую избирательную кампанию 200 млн долларов. Причем тут "Оптоган"?
30 августа известный нам оптоганец Алексей Ковш собирает собрание трудового коллектива, где уже вместе с заводчанами и шоферами работает около 500 человек и объявляет всем, что с сентября они члены партии «Правое дело», а он сам будет баллотироваться по региональному партийному списку в Госдуму. Руководить избирательной кампанией в Питер направляется куратор "Оптогана" в Роснано Артем Хрюкин, который в качестве кандидата в депутаты ГД уже руководил выборной кампанией в Питере от партии СПС в
Как сообщают некоторые СМИ со ссылкой на источник в питерском отделении ПД, задача поставлена «взять» в городе не меньше 26 %. Денег на питерскую кампанию жалеть Прохоров не будет. Тем более, что теперь пришло время платить уже оптоганцам.
Вот такие «инновации с нанотехнологиями». Очередная гениальная афера Чубайса с возвращением в политику. В прикупе олигарх-миллиардер Прохоров и обманутые ожидания граждан на отечественные инновации.
Также поговаривают в кремлевских коридорах, что проект с ПД находится под пристальным вниманием Дмитрия Медведева. А уж совсем «под страхом расстрела» шепотом говорят, что через бизнес структуры Прохорова прокачиваются деньги на выборную кампанию самого Дмитрия Медведева, которые выделяются из американских специальных фондов.
Вот такая нанотехнология по конвертированию бюджетных миллиардов во вполне личные финансовые и политические дивиденды. Кто-то спросит причем тут нанотехнологии и Чубайс?
А Чубайс как всегда опять не причём.
По материалам http://www.nanotechnology.ru/node/429
Комментариев нет:
Отправить комментарий